воскресенье, 11 сентября 2011 г.

Старое еврейское кладбище в Севастополе


Еврейское кладбище на этом месте возникло сразу после окончания Крымской войны в 1856 -м году. Изначально это был небольшой участок земли, т.к. во время героической 349-дневной обороны Севастополь был полностью разрушен и после окончания войны  жизнь города  надолго замерла и через 5 лет - в 1861 году население Севастополя составляло всего 4500 человек.
Но уже в 1897 году еврейская община Севастополя обратилась в городскую думу с ходатайством о прирезке земли для расширения кладбища, так как «…место близ херсонесской дороги под кладбище в настоящее время почти все уже занято могилами».
Таким образом еврейское, караимское и мусульманское (магометанское) кладбища расположились рядом друг с другом в Кладбищенской балке на северо-западе Рудольфовой горы. Еврейское кладбище граничило с караимским (о котором я недавно рассказывал в репортаже). Впервые еврейское кладбище в районе Рудольфовойгоры было нанесено на генеральный план Севастополя в 1887 году. Самое раннее сохранившееся захоронение датируется 1866 годом, а последнее - 1971-м годом, хотя официально некрополь закрыт в 1965-м.
Всего на этом кладбище зафиксировано 1772 могилы, имеющих признаки надгробных сооружений, но только на 547 из них можно прочесть фамилии похороненных.





2. До Крымской войны в Севастополе действовало три кладбища: два православных и еврейское (его еще называли - жидовское) кладбище на высоте Сахарная головка в районе Пересыпи. Во время первой обороны Севастополя эта высота подверглась интенсивному артиллерийскому и ружейному обстрелу, так как на ней находились ложементы русских стрелков, и небольшое кладбище было полностью разрушено. Именно это обусловило изменение места расположения еврейского кладбища после Крымской войны. Сейчас же на месте того некрополя находится часть улицы Охотская.


Большой урон памятникам еврейского кладбища нанесло землетрясение 12 сентября 1927 года, когда было разрушено большинство высоких памятников и ливень, прошедший в Севастополе 1 сентября 1928 года. Кладбище функционировало и после Великой Отечественной войны, однако, решением Исполкома Севастопольского горсовета с 1 марта 1965 года Еврейское и
расположенное рядом Караимское были закрыты.

3. Провал в стене между старым караимским и старым еврейским кладбищами.


4. Сохранившиеся погребения можно условно разделить по хронологическому принципу: дореволюционные и советского периода. Причем из сохранившихся могил только 7% относятся к дореволюционным захоронениям (цифра неточная)


5. В результате исследований, проведенных в 1990 году, на кладбище зафиксировано 1772 могилы, имеющих признаки надгробных сооружений, но только на 547 из них можно прочесть фамилии похороненных. Почти 33% захоронений обозначены только могильными холмиками. Сохранившиеся надгробия исследователем были разделены на 10 типов, которые в свою очередь можно разделить на 25 групп. Это и надгробия в виде цветника, установленные в основном в дореволюционное время, горизонтальные надгробия в виде плиты с мемориальной доской, с наклонным возвышением, в виде стелы, пирамиды или обелиска, а также в виде саркофага, относящиеся к наиболее древним


6. К более редким надгробиям можно отнести художественно-архитектурные в виде засохшего дерева, кафедры с талмудом или в виде металлической беседки


7.


8. В центре кладбища находился дом-часовня, построенная и освященная в начале века


9. Вот как описывала это событие газета «Крымский вестник» 10 июня 1905 года: «Вчера в 12 часов дня совершено было освящение еврейского кладбищенского дома. Зал отпевания имеет куполообразный потолок, обитый темно-серым сукном, на котором вышита картина, представляющая звездное небо. На одной стене залы находится мраморная доска с выгравированными фамилиями г. градоначальника и всех лиц хозяйственного правления и погребального братства, в бытность которых был построен и освящен этот дом… Было отслужено молебствие, а затем отслужены были панихиды по в Бозе почившим государям Александре II и Александре III… При пении хора была зажжена неугасаемая лампада, установленная в память доблестных воинов, павших в войне на Дальнем Востоке, и была отслужена панихида»


10. Сейчас часовня находится в плачевном состоянии, как и многие памятники вокруг нее.


11. Свод часовни


12.


13. Помимо памятников, встречаются здесь и кенотафы (надгробия установленным лицам, захороненным в других местах)


14. Многие памятники сильно повреждены и исписаны вандалами, видны следы обрушения их, а затем обратного восстановления


15. Рядом с часовней на некрополе есть три полуразрушенных склепа


16. На одном из них сохранилась даже табличка с фамилиями тех, кому принадлежал склеп - доктор Я.А. Гольденберг, А.П. Гефтман и Д.С. Гольденберг


17. Внутри следы выгорания и проживания бомжей


18. Два другие склепа без каких-либо следов принадлежности


19. На кладбище сохранилась большая могильная доска, где перечислены, а возможно под ней и покоятся 8 человек из одной большой еврейской севастопольской семьи Слуцких. Почти все они в разное время проживали в собственном родовом доме, который построил Наум Исаакович Слуцкий — участник обороны Севастополя 1854– 1855 гг., по ул. Очаковской, дом № 23. Он был мещанином, имел хозяйство, которому немецкая оккупация 1918 года нанесла ущерб на сумму 655 рублей, присяжным заседателем с имущественным цензом составлял 900 рублей. Один из членов семьи, Наум Исаакович, занимался торговлей, за что вся большая семья в конце 1920-х годов была лишена избирательных прав. Пять человек из этой семьи были расстреляны фашистами.


20. Эпитафии встречаются на русском и еврейском языках, а также двуязычные


21.


22.


23. Купец Гальперин Илья Израилевич значился в списках присяжных заседателей в 1908 году и обладал имущественным цензом 3000 рублей. В этом же году он умер в Берлине, но похоронен на этом еврейском кладбище


24.


25.


26. Не известно сколько лет выгорает на солнце эта игрушка, оставленная кем-то когда-то на могиле


При написании репортажа использованы материалы Севмонумент

Комментариев нет:

Отправить комментарий